К торжественному открытию международного Фестиваля современного искусства «Корень нового» 10 сентября в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» нарядят в платье более чем 200-летний дуб Гофмана («Заслуженное растение России»)
— легендарное дерево (одно из самых фотографируемых в саду) предстанет в очень необычном арт-одеянии. Автор удивительной инсталляции — известная художница Данниэлла Ходсон из Великобритании, выпускница Центрального колледжа искусств и дизайна Святого Мартина.
По словам Ходсон, наряженный дуб — это своеобразный призыв ко всему, что находится вокруг нас, к живой и неживой природе, к людям и предметам:
— Работа с деревом — непростая задача, поскольку оно растет в прекрасном саду. Это часть нашей планеты. Я хотела сделать то, что осчастливит дерево. Забавно, ведь обычно мы делаем что-то приятное для людей, а не для неодушевленных предметов.
Возможно, дерево хочет надеть красивую одежду. Мы носим костюмы и маски, но вдруг оно хочет чего-то другого. Я подумала, что интересно будет сшить для дерева платье. Я не думаю, что оно станет возражать.
Я попыталась реализовать свою идею, используя тот же подход, что и в дудлинге. Я посмотрела на дерево и среди «лиц», которые увидела в нем, выделила те, что громче «говорили» со мной. Так, дерево представилось мне и в виде короля, и в виде прекрасной королевы в платье. Хотя, возможно, оно будет бесполым. Мне нравится, что моя работа не имеет ни женского, ни мужского начала. Я просто вижу короля или королеву и буду работать в этом направлении.
Черешчатый дуб пирамидальной формы был, скорее всего, посажен в 1805 году первым директором сада после приобретения его Московским университетом Георгом Францем Гофманом.
В фестивале «Корень нового» участвуют более 30 известных художников разных направлений и стилей из Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии, Германии, Польши, Франции, Украины, Швеции, США, острова Мартиника, Индии и России. Кураторы фестиваля — Анна Дорофеева и Марина Гусева.
Ключевая задача участников Фестиваля — раскрыть в своих произведениях взаимоотношения человека и природы, отдавая дань природной красоте «Аптекарского огорода»:
— Мы попросили участников фестиваля — творцов со всего света — создать в саду атмосферу тотального удовольствия от созерцания и постижения красоты окружающего мира. Пространство сада станет своеобразной историей, которую художник и природа будут рассказывать зрителю. На всей территории «Аптекарского огорода», включая водоёмы, Пальмовую и Суккулентную оранжереи, разместятся уникальные арт-объекты.
В видеопрограмме будет показан фильм Стюарта Пиарсона Райта (Соединенное Королевство) «Лабиринт» с английской актрисой Кирой Найтли. В работе «Баллон» российский художник-концептуалист
Аркадий Насонов
посредством надписей на воздушных шарах посылает в небо произвольные, непринужденные сообщения, смысл которых корректирует само воздушное пространство. А видео
Тристина ви Кристинна
(Германия) поразит воображение любого своими русалками, летающими в небе среди небоскребов Манхэттена.

В Суккулентной оранжерее будет представлена инсталляция, посвященная птицам итальянского художника
Франческо Патриарка
, чьи работы мы помним из недавнего фильма Паоло Соррентино «Великая красота».
В числе других наиболее ярких арт-объектов — инсталляция знаменитой французской художницы
Элиз Морен
под названием 'CÉLESTE' (от лат. caelestis — «небесный»). В пальмовой оранжерее будет возведено необыкновенное многометровое сооружение из сотен объединенных друг с другом пялец с натянутыми лоскутками — именно так на картах звездного неба обозначают созвездия.

Тотальная инсталляция в виде нового созвездия, насквозь пронизывающего тропическую оранжерею, не только охватит её внутреннее пространство, но и выйдет наружу. 'CÉLESTE' — символ небесной связи: одна из линий созвездия будет направлена в небо, связывая мир земной и мир небесный.
Там же, в пальмовой оранжерее, российские художники
antokhio
и
Анатолий Поляков
создадут sound-art инсталляцию, рассказывающую о звуках и тайнах космоса.
Скульптура
Александра Повзнера
, представляет из себя увеличенные в размере очки. Одна дужка сложена, другая отогнута вверх под прямым углом как перископ. Возможно, это забытая или оставленная кем-то вещь ожила и осматривается на свободе.
Американская художница
Джина Каннингхем
, поднимающая в своих произведениях социальные и нравственные проблемы, продолжит работу над проектом «Лодка», который посвящён беженцам — людям, вынужденным покидать свои дома в ветхих лодках. В ее инсталляции лодки олицетворяют смерть, одиночество, причастность к чему-то высшему, свободу и, главное, жизнь. Серия видеороликов, отснятых на водах Индии, Исландии, Гаити, США, а в будущем и России, станет частью инсталляции «Лодка» на старинном пруду «Аптекарского огорода».

Лодки будут украшены уникальными растениями из России — целебными травами и папоротниками. По задумке художницы, деревья вокруг пруда будут увешаны разноцветными корабликами из водоотталкивающей бумаги: привязанные к веткам прозрачной леской, они будут покачиваться на ветру и словно плыть по воздуху.
Художница
Марго Трушина
в своей работе «Сад камней для ритуала без Мифа становится медиатором между миром природы, который создает нас — и миром объектов, который создаем мы сами. Статичные скульптуры из камня и стали расположены в специальном порядке на открытом пространстве. Инсталляция может быть прочитана, как универсальное ритуальное пространство, в котором каждая скульптура указывает на этап в непрерывном преобразовании.

В рамках фестиваля запланированы лекции, концерты, экскурсии, видеоинсталляции и многое другое. Получить детальную информацию и записаться на мероприятия можно будет на сайте. Все горячие новости, свежие видеоролики и фоторепортажи будут регулярно появляться на страницах сада в Фейсбуке, Вконтакте и в Инстаграме, который является самым популярным в мире аккаунтом среди ботанических садов.
Участники фестиваля «Корень нового»:
Куратор Анна Дорофеева:
Александра Добровольска / Aleksandra Dobrowolska (Польша/Швейцария), Аннушка Броше (Россия), Баптист Коэльхо / Baptist Coelho (Индия), Владимир Онищук (Россия), Вика Малкова (Россия), Данниэлле Ходсон / Dannielle Hodson (Великобритания), Джейсон Мэткаф / Jason Metcaff (США), Джина Каннингхэм / Gina Cunningham (США), Кристиан Берглунд / Kristian Berglund (Швеция), Луис Патино / Lois Patino (Испания), Наташа Тимофеева (Россия), Оливия Бертон / Olivia Berthon (остров Мартиника), Полина Москвина (Россия), Стюарт Пиарсон Райт / Stuart Pearson Wright (Великобритания), Тристан ви Кристиан / Tristann v Christann (Германия/Великобритания), Татьяна Кроль (Россия), Флориан Швайцер / Florian Schweizer (Швейцария), Франческо Патриарка / Francesco Patriarca (Италия), Хуан Фонтанив / Juan Fontanive (США), Хэнрик Оллсон / Henrik Ollson (Швеция), Элиз Морэн / Elise Morin (Франция), Юлия Ищенко (Россия).
Куратор Марина Гусева:
вик лащенов (Россия), antokhio (Россия), Vesna (Россия), Аркадий Насонов (Россия), Александр Повзнер (Россия), Павел Пепперштейн (Россия), Марго Трушина (Россия), Юрий Шабельников (Россия), Светлана Гришина (Россия), Анатолий Поляков (Россия), Ксения Драныш (Россия).
О кураторах:
Анна Дорофеева
— критик в области современного искусства. Окончив факультет истории искусств и получив степень магистра в Институте искусства Сотбис в Лондоне, Анна стажировалась и работала в международной газете 'The Art Newspaper', аукционном доме Sotheby’s и галереях The Pumphouse и The Riflemaker. Кураторские выставки включают проекты в Москве, Лондоне и Вене, а также участие в IV Гетто Биеннале на Гаити. В 2015 году Анна со-курировала три выставки фестиваля «Видеть звук» во время VI Московской биеннале вместе с Виталием Пацюковым (Государственный Центр Современного Искусства) и Олофом ван Винденом (директором голландского фестиваля современной культуры TodaysArt).
Марина Гусева
— журналист. Со-создатель проекта ISSMAG gallery. В прошлом — арт-директор галерей Z&L и ISSMAG. Со-куратор выставки 'Still Mooving' (Москва, 2015). Kooрдинатор выставок «Дома и Окна» Галереи Марата Гельмана, (Москва) и 'BU-2' Галерее Марата Гельмана, (Москва). В качестве автора публикаций сотрудничала с журналом 'The Art Ukraine' и 'TheNorDar Magazine'.